Главная » Новости » Статьи » Хоралы и колокольчики: Рождественские саундтреки

Хоралы и колокольчики: Рождественские саундтреки

Название:
Хоралы и колокольчики: Рождественские саундтреки
Рейтинг:
Автор:
«Крепкий орешек», «Гремлины», «Один дома» и другие фильмы, музыка из которых создала золотой стандарт рождественско-новогоднего саундтрека.



КиноПоиск рассказывает о том, каким образом сложился типичный саундтрек рождественского (или новогоднего) фильма — с перезвоном колокольчиков, хоровым пением и поп-музыкой.

Соседи-ровесники: Кино и Рождество

Долгое время Рождество (не говоря уже про Новый год) не было главным праздником западного мира. Ранние христиане с большим рвением праздновали Пасху, а Рождеству присвоили дату 25 декабря, чтобы оно совпадало с языческими праздниками, отмечаемыми в дни зимнего солнцестояния. Первые известные нам рождественские песнопения начали появляться в Средние века. В XVII веке английское правительство под управлением Оливера Кромвеля запретило рождественские песни, и вернулись они лишь два века спустя. Европейское и американское Рождество оформилось в знакомой нам форме лишь в середине XIX века. Тогда появились первые известные песни вроде «Jingle Bells», стали закрепляться рождественские традиции: рождественские елки, обмен подарками, ветвь омелы, открытки и игрушки.



Рождество, каким его знают на Западе сейчас (большой и коммерциализированный праздник, когда нужно встретиться со всей семьей и непременно ждать чуда), сформировалось практически одновременно с кино. Рождественские истории в кино стали снимать почти сразу. Например, «Скрудж, или Призрак Марли» в 1901 году и «Рождественский гимн» в 1908-м. В 1920-е годы сложилась традиция больших рождественских парадов в США, и тогда же в кино появился звук. В 1930-е Coca-Cola стала использовать образ Санта-Клауса в рекламе (и благодаря этому все представляют Санту как румяного бородатого толстяка в красном костюме), и одновременно с этим на экране появился цвет. Кино и Рождество росли если не в одном подъезде, то как минимум в соседних домах.

Первый рождественский фильм

Примерно в это же время начали появляться первые рождественские поп-хиты — «Santa Claus Is Coming to Town» и «Winter Wonderland», написанные в 1930-е годы. Это была обычная поп-музыка того времени, выросшая из джазовых биг-бендов и мюзик-холла.
Наконец, в 1942 году вышел первый по-настоящему популярный рождественский фильм, который объединил в себе все: мюзикл, дух нового американского Рождества, магию Голливуда и рождественские хиты. Он назывался «Праздничная гостиница». Сюжет у фильма воистину бродвейский: певец и танцор Джим Харди, ставший фермером, превращает свою ферму в развлекательный клуб, где исполняются музыкальные номера. Роль Харди сыграл Бинг Кросби, первая мультимедийная звезда — он был популярен и как певец, и как звезда радио, и как актер. И пусть родные запомнили его холодным, жестким и расчетливым человеком, зато у широкой публики он всегда ассоциируется со светлым праздником Рождества.



Главное, что «Гостиница» подарила миру, — это песня «White Christmas», которую написал композитор Ирвинг Берлин. Это квинтэссенция американского Рождества XX века — праздничного, светского, повернутого на традиции и собственном прошлом. Вся песня — ностальгия по тому, каким Рождество было когда-то (хотя празднику в современном виде тогда не исполнилось и века). В «Гостинице» Кросби исполняет ее, сидя за фортепиано. Если вы слышите современную песню, которая кажется вам рождественской, то можете не сомневаться: на нее повлияли «White Christmas» и этот фильм. И не просто так: в музыке подобного типа используются даже одни и те же аккорды. Неудивительно, что «Праздничная гостиница» получила в 1942 году «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная песня», и этим могут похвастаться немногие похожие фильмы.

Примерно через 10 лет вышло «Светлое Рождество», названное по хиту из «Гостиницы». В фильме рассказывается про двух военных, которые собирают музыкальный квартет с двумя девушками. Кросби и тут поет «White Christmas», но не только ее. Ирвинг Берлин сочинил для «Рождества» дюжину песен, например композицию с простым названием «Snow». Кроме кино, Кросби записал еще один из первых рождественских альбомов в истории, то есть пластинку, целиком состоящую из праздничных песен — в общем, свой след в истории Рождества певец и актер оставил.



Рецепт успеха: Поп-музыка и старые песни

Еще один важный рождественский фильм того времени, который сегодня в США показывают каждый год (примерно как «Иронию судьбы» у нас), — «Эта замечательная жизнь» 1946 года. Фактически это обновленная версия «Рождественской песни в прозе» Диккенса, но только тут вместо духов прошлого, настоящего и будущего к отчаявшемуся молодому человеку по имени Джордж Бейли приходит ангел-хранитель, который показывает, каким мир был бы без него. Джеймс Стюарт, сыгравший Бейли, считал роль в «Замечательной жизни» главной в своей карьере. Музыка играет в фильме важную роль. Самый запоминающийся момент, наверное, концовка, в которой передумавшего покончать с собой героя горожане поздравляют с Рождеством песней «Hark! The Herald Angels Sing» (это классический гимн из XVIII века). Если «Праздничная гостиница» навсегда связала рождественские фильмы с поп-песнями под фортепиано, то «Эта замечательная жизнь» застолбила в них место для старинных хоралов. Их поют в кино по сей день.



Долгое время музыка к рождественским фильмам выглядела именно так — традиционный поп и песни XVII—XIX веков. Все, как обычно, поменяли 1960-е. В 1965-м вышел мультфильм «Рождество Чарли Брауна» — еще одно произведение, которое в США принято смотреть каждый год. Чарли Браун — персонаж комиксов Чарльза Шульца, из которых вы, скорее всего, знаете пса Снупи. К моменту премьеры комиксы выходили уже 15 лет.

Этот 25-минутный мультфильм рассказывает о смысле Рождества. Маленький Чарли расстраивается, что праздник стал слишком коммерциализированным, что он не чувствует никакой радости (ирония в том, что Билл Мелендес создал свою анимационную ленту по заказу компании Coca-Cola), и спрашивает совета у своих друзей. Помимо прочего, мультфильм несет довольно сильный религиозный посыл, которого продюсеры опасались уже тогда, боясь, что это оттолкнет часть зрителей — в кульминационный момент один из героев цитирует Библию.



Но главное в «Рождестве Чарли Брауна» — это музыка. Она не похожа ни на что из того, что играло в рождественских фильмах до этого. Половину саундтрека фильма занимают традиционные рождественские песни, другую — джаз. Последнюю часть записало трио музыканта Винса Гуаральди, калифорнийского джазмена, чью музыку продюсер Ли Мендельсон услышал по радио. Гуаральди написал для мультфильма несколько композиций, обыгрывающих классические рождественские мелодии.

Традиционные же песни для мультфильма исполнил детский церковный хор. Они в спешке записывались поздней осенью 1965-го, всего за несколько недель до выхода мультфильма в эфир. Сессии записи иногда продолжались до ночи, и недовольные родители запрещали детям возвращаться обратно на следующий день, так что состав хора постоянно менялся. В результате хоровые песни в мультфильме звучат немного неровно, нескладно, но Мендельсону это понравилось. Минималистичный, завораживающий и меланхоличный саундтрек к «Рождеству Чарли Брауна» стал классикой.



Теперь можно все

«Рождество Чарли Брауна» начало новую страницу истории музыки в рождественских фильмах. Теперь можно было делать все. 1980-е изменили отношение к Рождеству: оно стало более ироничным, что незамедлительно отразилось и на фильмах и музыке к ним. Один из самых известных праздничных фильмов десятилетия — «Гремлины» — одновременно являлся и хоррором, и комедией, и рождественским кино. Молодому человеку по имени Билли Пельтцер отец дарит маленькое и милое существо, могвая. Его, правда, нельзя обливать водой и кормить после полуночи. Нарушение этих правил оборачивается нашествием монстров-гремлинов.

Музыку к «Гремлинам» написал ветеран индустрии Джерри Голдсмит, за плечами которого была работа над несколькими десятками фильмов. Композитор идеально уловил дух 1980-х. В саундтреке к «Гремлинам» много электронных звуков и визгливых синтезаторов, но при этом это музыка, переполненная черным юмором, иронизирующая над Рождеством, которое стало праздником консьюмеризма. Главное в «Гремлинах» — это узнаваемая заглавная тема, которой удается быть одновременно китчевой и пронзительной. Недавно саундтрек переиздали на виниле, и пластинка, прямо как и гремлины из фильма, меняет свою обложку под воздействием света и воды.

Еще одна классика 1980-х — «Крепкий орешек», один из главных рождественских фильмов всех времен. Полицейский Джон Макклейн накануне праздника оказывается в захваченном террористами небоскребе с заложниками, среди которых есть его жена. Музыка к «Крепкому орешку» иллюстрирует, насколько сложнее стала культура к концу XX века. Теперь для того, чтобы озвучить рождественский фильм, недостаточно классических песен и хитов (хотя даже тут играет «Let It Snow»).



Майкл Кэмен, автор саундтрека, сработал тоньше. Он написал музыку для фильмов сразу в двух жанрах — напряженного боевика и рождественского кино. То тут, то там попадаются узнаваемые мелодии: отсылки к Бетховену, к классическим рождественским темам, остроумно использованные духовые и колокольчики. Саундтрек к «Крепкому орешку», наверное, нельзя назвать рождественской классикой, но дух праздника он передает замечательно.

Прямолинейные мелодии, впрочем, тоже остались на своих местах. Например, в саундтреке к фильму «Один дома». Сюжет ленты — мечта ребенка: родители уезжают на праздники, забывают сына, он может есть мороженое и смотреть кино, сколько хочет. Музыка Джона Уильямса — одна из причин, почему лента стал классикой. Композитор использует весь набор рождественских инструментов. Церковный орган, детский хор, флейты, ксилофон — самая праздничная музыка, какую только можно представить.

В каком-то смысле это возвращение к праздничным традициям 1940-х годов. Тут тоже все вперемешку (даже есть своя версия той самой «White Christmas»). Но Уильямс не был бы Уильямсом, если бы только играл с классическими мелодиями. Его произведения, созданные для фильма, тоже вскоре стали классикой. Ни одно американское Рождество не Рождество без «Somewhere in My Memory», главной темы фильма.

Помимо Уильямса есть еще один композитор, который крепко ассоциируется у всех с рождественскими фильмами — Дэнни Элфман. Что удивительно, так как Элфман написал музыку всего к четырем подобным фильмам. Однако музыку выдающуюся: «Новая рождественская сказка», «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен возвращается» и «Кошмар перед Рождеством».



Самый цельный из всех — это, наверное, «Кошмар». Мюзикл, который не был похож на старые тематические фильмы и мультфильмы, и история про повелителя ужасов Джека Скеллингтона, который хочет отпраздновать Рождество, позволили Элфману по-настоящему развернуться. Неожиданные гармонии, всплывающие в разных местах хитрые лейтмотивы и блестящий музыкальный баланс между Рождеством и Хэллоуином («Кошмар перед Рождеством», разумеется, про оба праздника сразу). Тут есть искренние оммажи праздничным песням, например «What’s This?», а есть жутковатые номера, которым место в каком-нибудь «Призраке оперы». В общем, Элфман доказал, что искренние мюзиклы про Рождество еще можно создавать без тени смущения, просто надо это делать чуть хитрее, чем раньше.

Всем оставаться на своих местах



В последнее время рождественское кино скорее сошло на нет. Точнее, выдающиеся рождественские фильмы (например, «Поцелуй навылет») чаще всего имеют вполне заурядный саундтрек.

Последний яркий пример — это «Реальная любовь», сюжет которой состоит из десяти параллельных историй, происходящих на Рождество. Для фильма собраны примерно все главные романтические песни XX века, и некоторые из них связаны с праздником. Тут тоже играет «White Christmas» (в этот раз в исполнении Отиса Реддинга), а главное, «All I Want for Christmas» в исполнении 11-летней Оливии Олсон.



Фильм начинается с песни-пародии «Christmas All Around», которую исполняет герой Билла Найи. Это была пародия на «Love Is All Around», что держалась на первом месте в чартах 15 недель в начале 1990-х и успела изрядно надоесть режиссеру Ричарду Кёртису.

Можно сказать, что за век своей истории рождественская музыка в кино практически не сдвинулась с места. Всё так же используются поп-песни в духе композиций начала XX века и традиционные песнопения; все так же музыка из «Рождества Чарли Брауна» звучит экспериментально, как будто не было последних 50 лет. В этом нет ничего плохого, ведь это целиком совпадает с духом праздника, как его видят в США: Рождество — это время традиций, ностальгии и вечных ценностей, когда можно обернуться назад, потосковать по былым временам, послушать старые хиты и совершенно этого не стыдиться...

Похожие новости:

Отзывы о новости: