Главная » Новости » Статьи » Прокат рассудит: Препарируем «Невесту»

Прокат рассудит: Препарируем «Невесту»

Название:
Прокат рассудит: Препарируем «Невесту»
Рейтинг:
Автор:
Несмотря на негативные рецензии и слабый сарафан, «Невеста» установила рекорд среди отечественных хорроров и, скорее всего, получит сиквел...


Весомые результаты

Режиссер «Невесты» Святослав Подгаевский начал свою карьеру в кино малобюджетным хоррором «Владение 18», в котором пустующая новостройка с выгодными для ипотеки условиями оказывалась населенной призраками, терроризирующими молодую семью. «Владение 18» можно назвать примером независимого кинопроизводства, однако фильм вышел в ограниченный прокат и заработал скромные 12 млн рублей за все время проката. Его второй фильм «Пиковая дама: Черный обряд», основанный на городской легенде о том, что с помощью нарисованной на зеркале лестницы можно вызвать дух таинственной дамы, был уже куда более успешным. Мрачная, снятая в синеватых тонах и эксплуатирующая холодную атмосферу многоэтажек в современных спальных районах, картина «Пиковая дама» смогла привлечь в кинотеатры 635 тысяч зрителей и заработать более 139 млн рублей, что стало рекордом для отечественных фильмов ужасов. Подгаевский же получил негласно статус главного специалиста по страшилкам в российском кино.

Отечественным хоррорам действительно редко удавалось прилично заработать. Пожалуй, единственным относительно успешным примером стала «Юленька», получившая в 2008 году почти 105 млн рублей, однако у картины был и высокий для фильмов этого жанра бюджет. Другие попытки напугать зрителя в условиях наших реалий («C. С. Д.», «Мертвые дочери») оборачивались сборами не выше 30 млн рублей. «Кровавая леди Батори», несмотря на готичный иностранный сеттинг, не преодолела отметку в 60 миллионов кассовых сборов, англоязычный «Убрать из друзей» собрал чуть больше сотни.


Даже после «Пиковой дамы» зритель не повернулся лицом к ужасам родного производства. Ни «Диггеры», ни «Маршрут построен», ни «Дизлайк» не смогли привлечь аудиторию в кинотеатры. Однако новому фильму Подгаевского «Невеста» вновь покорились рекордные отметки. На момент написания статьи картина заработала 106,3 млн рублей, показав лучший старт среди отечественных хорроров — 95 млн рублей в первый уик-энд, по данным Rentrak. Создатели рассчитывают, что по итогам проката «Невеста» соберет более 200 млн рублей.

«Мы предполагали, что сборы будут примерно на таком уровне. С точностью до миллиона. Учитывая роспись, аналоги, аналитики „Бюллетеня кинопрокатчика“ предсказывали именно такие цифры. Какими будут финальные цифры, станет понятно в четверг», — рассказал КиноПоиску продюсер Дмитрий Литвинов. Аналитик проката и сценарист Сергей Бондарев считает, что во второй уик-энд «Невесту» может ждать падение на 60—70 % из-за того, что кинотеатры отдадут большинство сеансов «Притяжению». Общая цифра, на его взгляд, составит около 160—170 млн рублей, и «это будет весомый, хоть и не выдающийся для отечественного представителя жанра результат».


Действительно, цифра внушительная, особенно если учесть, что чистый хоррор — жанр, который в принципе редко собирает солидную кассу в силу более узкой аудитории. У рекордсменов — пятой и четвертой частей франшизы «Пункт назначения» — было 573 млн и 432 млн рублей в России и СНГ соответственно. У одного из культовых фильмов ужасов последних лет, «Заклятия», кассовые сборы в России и СНГ составили 326 млн рублей.

Однако окупилась «Невеста» еще до премьеры: права на прокат фильма продали в страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки и в Германию. «У нас есть предложения от трех американских компаний относительно прав на ремейк. К тому же мы пока не закрыли ряд ключевых территорий, такие как Корея, Япония, Франция. Все эти сделки будут уже в Берлине», — добавляет Литвинов. В чем же причина успеха картины Подгаевского?

Кино с колес

Главная героиня, студентка филфака Настя, отправляется с новоиспеченным мужем в провинцию к его родственникам. Те не намерены отпускать новую родственницу, пока не отметят свадьбу тут же, рядом со старым скрипучим домом. На чердаке дома, кстати, живет древняя прабабка. Ее Насте настойчиво рекомендуют не навещать. Вскоре зритель (но не Настя) начинает понимать, что девушку готовят для таинственного ритуала, который берет истоки в прошлом. Когда-то, еще до революции, их безумный предок пытался оживить свою погибшую в день свадьбы невесту с помощью посмертной фотографии и обряда с заколачиванием в гроб невинной крестьянской девушки, в тело которой и должна была вселиться почившая суженая. Однако что-то пошло не так.


О странных свадебных ритуалах продюсеры прочитали в журнальной заметке и обратились с идеей к Святославу Подгаевскому. Однако тому одни лишь обряды показались недостаточно увлекательными, и он решил связать историю с обычаем фотографировать мертвецов, чтобы в негативе осталась душа человека. Продюсер Дмитрий Литвинов рассказывает, что проект был произведен невероятно быстро, буквально за шесть месяцев: «У нас была с самого начала четкая маркетинговая стратегия, подкрепленная удачными международными продажами, которые вызывали дополнительную волну информационного интереса. Имя режиссера тоже сыграло роль, но оно, безусловно, не было ключевым в маркетинге проекта. Интерес вокруг трейлера являлся сильным блоком и сильным звеном. Но самое главное — это концепт истории, вся тематика, связанная с обрядами, и сложная, закрученная история. Именно это вызвало интерес аудитории».

Длинный, почти четырехминутный трейлер «Невесты», появившийся в сети три месяца назад, действительно вызвал повышенный интерес. На разных платформах его посмотрело более 1,5 миллиона человек. «Картина снималась в рекордно сжатые сроки для российского кино, — отмечает Сергей Бондарев. — Я не помню случая, чтобы фильм, сделанный с колес в августе-сентябре, обретал вменяемую кампанию в виде качественных постеров и кинороликов и выходил в прокат через пять месяцев после начала съемок. Постером и роликами создатели серьезно зацепили женскую часть аудитории, попав в точку сборки как российской, так и зарубежной реальности. История девушки, которая идет на поводу у семьи своего избранника и решает пройти страшный обряд, чтобы остаться с ним — наверное, нет ничего более универсального».


Действительно, в кампании продюсеры сделали ставку на тайну и мистику, не только разработав интригующий постер, но и привлекая аудиторию телепередачи «Битва экстрасенсов». Продюсер «Невесты» Владислав Северцев — один из основателей компании «ФМП Групп», производящей это шоу.

Концепт как фактор успеха

Продюсер фильма «Диггеры» Екатерина Гордецкая, готовящая к прокату мистическую картину «Вурдалаки», отмечает, что коллеги правильно выбрали концепцию. «Если посмотреть на сборы разных фильмов в жанре хоррора, мистическая составляющая нашему зрителю интереснее, нежели маньяки, монстры и прочие условно реальные гады. Во-вторых, трейлер хоть и не информативен с точки зрения самой истории фильма — непонятно, про что кино, — но он точно продает страх, которым кино обещает пугать. И это очень правильное позиционирование. Оно дает целевой аудитории ужасов именно то, что она ищет — страх. Вот и составляющие успеха — правильная идея и правильная ее подача потребителю», — говорит продюсер.
Сергей Бондарев в качестве факторов успеха называет своевременную поставку промоматериалов (флаеров, постеров) в кинотеатры, аккурат перед Новым годом, когда количество зрителей там максимально. К тому же у создателей было доверие со стороны кинотеатров: после показа 17-минутной нарезки на декабрьском кинорынке те поверили в проект и выделили большое количество сеансов.

«Фокус-групп конкретно по этой картине мы не проводили, однако мы устраивали тестовые просмотры для профессионалов рынка, проводили экспертные интервью, в том числе и для кинотеатральных сетей. Мы понимали, что картина заработает, и просмотры трейлеров в сети тоже убеждали нас в успехе ленты», — говорит Литвинов.


На дате релиза отсутствовали конкуренты соответствующего жанра. «Лучше мог быть трейлеринг, то есть размещение трейлера перед идущими в кинотеатрах фильмами близких жанров, — говорит Бондарев. — Если бы тизер, который показывали в апреле на защите проекта в Фонде кино, подклеили к некоторым релизам прошлого лета, сборы, наверное, были бы больше».

А вот появившийся в октябре длинный трейлер аналитик считает сомнительным звеном рекламной кампании. «С одной стороны, мы редко видим такие длинные трейлеры даже у западных фильмов. С другой — он дал аудитории понять, что в фильме все будет по-взрослому, что история будет сложнее, что действие будет развиваться в прошлом и настоящем. Не исключаю, что какую-то часть аудитории хронометраж ролика не только не смутил, а наоборот, привлек в кинотеатры. Но и ожидания после такого трейлера были очень высокими. Зритель ожидал историю уровня „Багрового пика“. Именно с этими ожиданиями можно связать ту степень разочарования, которую сейчас „Невеста“ у аудитории вызывает».

Скорее смешно, чем страшно

Разочарование действительно есть. «Скорее смешно, чем страшно», «Сходили на ужастик „Невеста“ — посмеялись» — такие отзывы не редкость в соцсетях. На КиноПоиске пользователи оценили фильм Подгаевского на 5,3 балла из 10. Претензии к «Невесте» в основном заключаются в сценарных провалах, отсутствии логики, вторичности и обилии жанровых клише, неправдоподобного антуража, поместившего историю в своеобразный вакуум.

«Невеста» действительно смотрится странно: провинциальная семья живет в усадебном доме, который изнутри напоминает картинки из каталога современных интерьеров; герои одеты во что-то среднее между нарядами английских фермеров XIX века и все тем же модным каталогом; никаких покосившихся заборов и цветастых хлопковых халатиков, ни одного соседа-забулдыги, зато в наличии миловидные шатры с колыхающимися белоснежными занавесками, словно из блога с фотографиями хипстерских свадеб. Однако нарочитое отдаление от отечественных реалий не столько вопрос вкуса, сколько прицел на международную аудиторию.

«Мы хорошо знаем, что хорроры универсальны, в отличие, например, от российских комедий, которые часто невозможно продать из-за специфики юмора. Картинка, которая получилась, делалась с прицелом на зарубежные продажи, и наша бизнес-модель изначально ориентировалась именно на этот рынок. Дело еще и в том, что, например, рынок эфирных прав на хорроры ограничен, его практически нет. Мистический фильм ужасов не праймовый проект для эфирной сетки телеканалов. Поэтому компенсировать все потери мы должны были в других областях. Нашим партнером выступила еще и компания IVI. Это первый для них подобный опыт», — объясняет Литвинов, который уже более семи лет занимается международными продажами российского кино в компании «Планета Информ».

«Несмотря на якобы исконно русский материал, фильм выглядит до смешного неоригинальным и предсказуемым. Каждый медленный поворот камеры, нагнетающий атмосферу, каждая монтажная склейка, служащая на благо саспенса — все это придумано так давно и использовано в стольких как хороших, так и второсортных ужастиках, что не способно не то что напугать, но даже удивить. Снятая в полумраке, под проливным дождем „Невеста“ соткана из штампов», — отмечает в своей рецензии для «Независимой газеты» Наталия Григорьева.

«Подгаевский как будто слишком много прочел и посмотрел и теперь пытается уместить все понравившиеся приемы в полуторачасовую ленту. Тут и буря, врывающаяся в окно, как в „Падении дома Ашеров“ По, и паучья походка из „Изгоняющего дьявола“, и отсылки к сравнительно недавним фильмам ужасов вроде „Зеркал“ и „Звонков“», — пишет о фильме сайт kinomania. «Морочный мистический пролог в декорациях XIX века пытается накачать зрителя саспенсом, но после четырех сцен, где тревожное ожидание не получает никакого разрешения, трюк перестает работать», — пишет Алексей Филиппов на сайте kino-teatr.ru.


С коллегами не согласен Максим Сухагузов из «Афиши», называющий «Невесту» «самым качественным в плане формы и технически ладным русским хоррором нового времени»: «...поклонник жанра Подгаевский, естественно, в курсе всех шаблонов (налицо прямые отсылки к „Маме“), аккуратно с ними работает без выпендрежа. Поэтому самые шизофреничные сцены, когда главная героиня видит себя со стороны, можно объяснить так: Настя глазами зрителя видит себя как персонажа. Бродить по коридорам в одном полотенце, в удобный момент не сбежать подальше, а наоборот, заглянуть в еще более темный угол — все это естественно для обитателя хоррора. Такие допущения легко можно принять, настоящие проблемы начинаются, когда хромает внутренняя логика сюжета и нарушаются правила заявленной мифологии фильма».

Достаточно погружения в атмосферу

«Структура хорроров построена на примерно одних и тех же сценарных приемах. Хватает же страха или нет, достаточно ли саспенса — субъективный момент. Для критиков, может быть, его не хватает. Для обычных зрителей хватает. Мы проводили опросы на выходе из кинозала и понимаем, что для большинства зрителей, которые не лезут в глубокие драматургические моменты, это пугающее зрелище. Если препарировать все до мышей, то, наверное, можно найти какие-то минусы. Но если рассмотреть любой хорошо сделанный западный хоррор, то в нем тоже можно найти нестыковки. Есть некоторая предвзятость к российскому кино, и именно поэтому его рассматривают гораздо более пристально, чем западные аналоги», — утверждает продюсер «Невесты».
Сергей Бондарев напоминает, что редкие хорроры получают получают единодушное одобрение. «„Заклятие“, „Астрал“ и „Не дыши“ — исключения из правил, — считает аналитик. — Обычно зритель будет благодарен за хотя бы минимальное острое ощущение, которое испытывает во время сеанса. Это минимальное ощущение вполне соответствует оценке 5 из 10. Аудитории очень сложно угодить, и если она уже захотела пойти на фильм, то ее не развернешь у дверей кинотеатров плохим сарафаном. Я, как фанат жанра, буду смотреть даже не очень хороший хоррор, если предполагаю, что он может дать пищу моему воображению и погрузить в атмосферу истории. В каком-то смысле люди смотрят свое собственное кино и хотят сравнить, насколько создатели ответят на вызов твоего воображения. И, даже если фильм не удовлетворяет твоим ожиданиям, ты будешь несильно разочарован».


Сергей Бондарев замечает, что есть еще один довольно серьезный фактор, привлекший зрителей и недооцененный критиками «Невесты». Это обещание готики, взрослой сказки. Это обещание выполнено, особенно в тех сценах, что разворачиваются в далеком прошлом, в условной царской России. Действительно, многие зрители отмечают, что историческая часть получилась эффектнее и интереснее современной, и им интересно было посмотреть подобный фильм, целиком помещенный в атмосферу дореволюционной России. Продюсеры пока не спешат делиться своими планами относительно сиквела, хотя отмечают, что, конечно, успех «Невесты» вызвал неизбежные мысли о продолжении.

Стоит ли ждать лавину хорроров?

Продюсер Дмитрий Литвинов осторожен в оценках влияния успеха «Невесты» на будущее жанра в отечественной киноиндустрии. «Мы понимаем, что „Невеста“ — хороший кейс, но говорить о том, что у зрителя появилось больше доверия, я бы не стал. Но этот кейс можно было бы развить в индустриальную тенденцию», — говорит Литвинов.

Сергей Бондарев, впрочем, настроен относительно оптимистично: «Отечественные хорроры никогда не будут появляться в том же количестве, как, например, комедии. Главным образом потому, что наши продюсеры (за редким исключением) этот жанр не любят, не понимают и не смотрят. Это сложный жанр, в котором могут удержаться только настоящие фанаты, который требует насмотренности. Фильмы ужасов не будут выходить каждый месяц, а значит, доверие и интерес зрителя пока не исчезнут, а будут, наоборот, только расти».


Бондарев не исключает, что продюсеры захотят попробовать себя в жанре, который может быть достаточно прибыльным, но препятствием станет дефицит сценаристов и режиссеров, которые разбираются в хоррорах. «Хотя, на мой взгляд, каждый второй режиссер, который чем-то пугает нас в артхаусе, в команде с грамотными продюсерами, консультантами по жанру и сценаристами мог бы попробовать в хорроре сделать нечто оригинальное, — верит Бондарев. — Другая проблема — отсутствие понимания, какие истории будут собирать, будучи снятыми на русском языке».

«Думаю, что успех отдельно взятого фильма вряд ли на что-то повлияет в существующих условиях кинобизнеса. К примеру, грандиозный успех „Экипажа“ не дает гарантии, что фильмы-катастрофы российского производства теперь будут успешными. В сегодняшних реалиях каждый фильм — это одиночный заплыв», — согласен продюсер «Диггеров» и «Вурдалаков» Андрей Радько...

Похожие новости:

Отзывы о новости: